Интернет-приемная

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВИЗМ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА?

Негативизм – это психологически не мотивированное противодействие, стремление всё делать наоборот. Встречается у здоровых детей в периоды возрастных кризисов и при патологии, а также может иметь стойкий характер и при нервно-психических заболеваниях.

Это может быть немотивированный отказ, бездействие, избегание контакта, активное противодействие, протест. Такое нарушение может быть обусловлено различными причинами: неправильным воспитанием, невротическими и неврозоподобными расстройствами, личностными особенностями, проявление которых может обостряться в период возрастных кризисов.

Как преодолеть негативизм в поведении ребёнка?

  • При контакте с ребёнком необходимо исключить психологическое давление на него, угрозы и физическое наказание. Ошибочно рассматривать такое поведение как злостное, нарочитое упрямство и проявлять раздражение и гнев. Подобный подход вреден, так как усугубляет тяжесть нарушения. Настойчивые просьбы, уговоры, разумные доводы взрослого также могут оказаться безрезультатными и способствовать дальнейшему закреплению аномальных форм коммуникации.
  • Рекомендуется избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать и преодолевать нежелательные реакции ребёнка, используя недирективную, гибкую тактику управления. Необходимо помнить, что развитие коммуникативного поведения детей происходит через организацию коммуникативного взаимодействия.
  • Если нет конкретной возможности преодоления или смягчения негативизма в данный момент, лучше не застревать на этой неблагополучной ситуации, повторно обращаясь с просьбами к ребёнку. Действия взрослого должны быть по возможности виртуозными и без неоправданных задержек и незаполненных смыслом пауз. Часто такая пауза сводит на нет тот сиюминутный контакт, который был установлен в предыдущий момент общения.
  • Словесная просьба взрослого может быть выполнена в том случае, когда он сумеет предупредить этой просьбой заведомо известные ему действия ребёнка, которые наиболее вероятны в последующий момент. Этим способом несложно овладеть, изучив привычки и характерные особенности поведения ребёнка в различных ситуациях.
  • Неэффективно разбивать задания, состоящие из ряда последовательных действий, на этапы, так как это усугубляет развитие реакции негативизма. Более удачный подход заключается в формулировании ребёнку общей задачи.
  • Существенную роль в преодолении коммуникативного барьера при негативизме играет ослабление фиксации внимания ребёнка на моменте общения. Побуждение к действию сочетается с преднамеренным отвлечением внимания ребёнка от требуемого действия, которое осуществляется как бы, между прочим, нечаянно. Ослабление фиксации внимания ребёнка на общении может быть достигнуто также с помощью противоречивых инструкций. Взаимоисключающие друг друга просьбы вводят ребёнка в состояние, близкое к запредельному торможению. При грубом использовании этого приёма ребёнок действует как автомат, а при более осторожном – наблюдается эмоционально положительное отношение ребёнка к такой ситуации.

el obr

 

рейтинг 3013